Двигатель Электрика  Кузов

О пользе игры на скрипке. В чем польза от занятий музыкой? Музыка и речь

Флейта – инструмент, не способный воздействовать на нравственные свойства, а способствующий оргиастическому возбуждению.
Аристотель (384 – 322 до н.э.), древнегреческий философ

На гитаре играют, пощипывая сердца слушателей.
Рамон Гомес де ла Серна (1888 – 1963), испанский писатель

Скрипичная игра: трение лошадиного хвоста о кошачьи внутренности.
Амброз Бирс(1842 – 1914?), американский писатель

Детей обычно учат играть на фортепиано, а не на скрипке, потому что фортепиано трудней потерять.

Фортепьяно – самый легкий инструмент для начинающих и самый трудный для опытных мастеров.
Владимир Горовиц (1904 – 1989), американский пианист

Фортепьяно было в блестящей форме, но пианисту требовалась настройка.

Фортепьяно – арфа, которую запихнули в ящик.
Ли Хант (1784 – 1859)

Я предпочел бы, чтобы Давид убил Голиафа арфой.
Станислав Ежи Лец (1909 – 1966), польский поэт и афорист

Звучание клавесина напоминает копуляцию двух скелетов на тонкой рифленой крыше.
Томас Бичем (1879 – 1961), английский дирижер

Орган – механический ящик вздохов.
Томас Бичем

Если вы научились быстро разворачивать и сворачивать карту автомобильных дорог, вы без труда научитесь играть на аккордеоне.

На любом инструменте легко играть: нужно всего лишь в нужный момент тронуть нужную клавишу, и инструмент сам зазвучит.
И. С. Бах

Арфа - это фортепьяно после уплаты налогов.
Том Хорган

Пространство - такая же часть музыкального инструмента, как и сам инструмент.
Полин Оливерос
Аккордеонистка и композитор-авангардист, основательница ансамбля «Дип лисенинг инститъют», который играет ее медитативную музыку в гулких залах типа соборов и пещер.

Только два инструмента хуже кларнета - два кларнета.
Амброз Бирс

Флейта плохо влияет на дух человека - она слишком волнует.
Аристотель

Флейта без дырочек - не флейта, а крендель без дырочек - плюшка.
Чеви Чейз

С самого начала, когда она была инструментом лесного бога Пана, флейта была связана с чистой (иные скажут - нечистой) энергией. Звук флейты высвобождает нечто первородно дикое, это как белка, выпущенная в церкви.
Шеймас Хини

В оркестре труднее всего играть вторую скрипку. Первых скрипок всегда куча, а вот найти того, кто будет вдохновенно играть вторую, - это задача. А ведь если некому играть вторую скрипку, то нет и гармонии.
Леонард Бернстайн

Что такое арфа, как не гигантская яйцерезка с претензией на утонченность?
Денис Норден

Арфисты тратят 90 процентов своей жизни на настройку арфы и 10 процентов - на фальшивую игру.
Игорь Стравинский

Представьте себе два скелета, совокупляющихся на железной крыше в грозу. Это и будет звук клавесина.
сэр Томас Бичем

Когда она садится играть, сам Стейнвей спускается и стирает свое имя с рояля.
Боб Хоуп
(Об эстрадной артистке Филлис Диллер.)

Вагнер не любил саксофон и говорил, что звук саксофона подобен слову Reckankreuzungsklankewerkzeuge.
Рихард Вагнер
Звукоподражательное слово, придуманное специально для того, чтобы обругать саксофон, изобретенный Адольфом Саксом в 1840-х. Обычно считается, что так называли сонату для саксофона Пауля Хиндемита, написанную в 1943 г., спустя 60 лет после смерти Вагнера, однако это неверно. Приведенная нами «цитата» впервые появилась в книге Николаса Слонимского «Лексикон музыкальной брани» в 1952 г.

Не смотрите на тромбонистов, это их только раззадоривает.
Рихард Штраус

Туба - несомненно, самый утробный инструмент, толстая кишка музыки.
Питер де Врайз

Разница между скрипкой и виолончелью в том, что виолончель дольше горит.
Виктор Борге

Эх, музыка! Какое прекрасное искусство! И какая дрянная профессия!
Жорж Бизе

Владимир Митюк

О пользе игры на скрипке

Скрипка – это такой маленький музыкальный инструмент, сделанный из дерева, покрытый лаком и со смычком. С помощью этого музыкального инструмента, особо усердные и талантливые мальчики, как гласят легенды, становились великими музыкантами и покоряли весь мир. Прошло время, но скрипка, как изощренный инструмент пытки, все еще числится в обиходе добрых и милых родителей.

Скрипка живет не сама по себе, а в совокупности с окружающей средой. А также четвергом, пятницей, и так далее – все дни недели. От ее пиликанья свербит в ушах, устают руки, натирается подбородок. А смычок! О нем можно написать целую поэму. Но и пусть пишут и воспевают, Вове было все равно. Потому что у инструмента этого есть особый device – футляр. Этот футляр он ненавидел еще больше, чем соседскую девочку Берту. Но об этом позже. Главное, футляр было необходимо носить с собой, через двор, в троллейбусе, в любую погоду, вместо того, чтобы…. А не то следовал звонок учительницы, Веры Павловны, и дома поднималась такая буря, что проще было терпеть, изображая покорность.…

Иногда Вове удавалось исхитриться, жизнь учит. Футляр отправлялся за ворота, в безопасное место, и Вова получал редкую возможность гонять мяч вместе с такими же пацанами. Тем было невдомек, какой это героический подвиг. А дома – покорно играть по часам, гамму за гаммой, бесконечные этюды и экзерсисы. Он иногда пытался на слух подобрать популярную мелодию, но вначале выходило нескладно, пискляво и неинтересно. И такие пытки продолжались несколько лет.

Кроме всего прочего, нужно было готовиться к зачетам, экзаменам, отчетным концертам. Тогда мама наглаживала черный костюм, крахмалила рубашку, он надевал галстук-бабочку и выходил на сцену. Пиликал из всех сил, получал свою дозу аплодисментов, кланялся и убегал, счастливый уж тем, что, наконец, отстрелялся. И спешил в туалет – ему всегда хотелось писать перед выступлением, даже если не пил дома чай, но он терпел, надеясь, что это вскоре закончится.

Случайно посмотрел прикольный фильм “Ширли-мырли”, смеялся над забавными приключениями – но только половину фильма, дальше было неинтересно, но не завидовал Шнипперсону, ибо не собирался становиться ни музыкантом, ни дирижером. Но, став чуть постарше, он с удовольствием ловил на себе одобрительные взгляды сидевших в зале девочек, и, понимал, что в боевой раскраске выглядел совсем неплохо, и, как-то раз, неожиданно для себя почувствовал, что его игра кому-то даже нравится, особенно, когда он солировал, гордо стоя перед оркестром.

В свое время он мог бы, конечно, забросить занятия музыкой, упереться, но был слишком мал, чтобы сопротивляться, и не хотел огорчать маму. Ей было трудно с ним, потому что отец большую часть года отсутствовал, проводя время в экспедициях. Но когда возвращался….

Вот с кем можно было поговорить о футболе, сходить на стадион, погонять мяч. А выезды за город, на лыжах! Темный, обступающий со всех сторон лес, искрящаяся лыжня, невероятное солнце. Это не дача, а нечто не поддающееся описанию.

Однажды Вова заговорил с отцом, что его достала и эта музыка, и эта скрипка. Но тот только посмеялся, мол, мама знает лучше. Да, мама всегда знала лучше, мальчику не подобает гонять во дворе, не дай бог, свяжется с дурной компанией. Отец с мамой не спорил, как же, заместитель главного бухгалтера, зато не заставлял выступать перед гостями типа «Пава, изобрази!»

Потом он снова уезжал, и продолжались изнурительные занятия. Вова снова и снова стоял у пюпитра, перелистывал ноты, а мама делилась своими впечатлениями с Ольгой Петровной, мамой Берты. Она садилась у телефона и часами обсуждала с ней успехи детей и планы на будущее, тем более что в этом году проклятая Берточка оканчивала музыкальную школу, и ее собиралась поступить в музыкальное училище, дабы продолжить образование. Для чего брала дополнительные уроки, и вообще, жутко задавалась. Вова ненавидел Берточку инстинктивно, чуть ли ни со дня их заочного знакомства. “Берточка то, Берточка сё – и отличница, и лауреат какого-то задрипанного конкурса, и в обычной школе – тоже”.

Он хмуро здоровался с ней, все же знакомая, но гадостей не делал. Не задирал, не дразнил. Еще ему не нравилось, что Берточка была на голову выше, и относилась к нему покровительственно, как к младшему. Вымахала, жердюга, злобно думал он, ничего, подожди еще. Но ждать она не хотела – он замечал, что все больше и больше мальчиков крутятся возле нее, предлагая понести скрипку и портфель. Она лишь жеманно трясла длинными черными косичками, и презрительно смотрела на кавалеров своими голубыми, как у Мальвины, глазами.

Иногда Вова думал, ну пусть эта музыка, хотел учиться на пианино, но мама сказала, что при игре на скрипке лучше развивается слух, а для музыканта это главное. У них было старое раздолбанное пианино, к которому и настройщики отказывались подходить. Мама же, ни в какую не соглашалась на приобретение нового инструмента, хотя такая возможность была.

Но когда папа привез синтезатор – простенький, на пять октав, с набором мелодий, несколькими десятками ритмов, USB-входом для ввода фанеры, или записи, Вова оторвался по-настоящему. Он почувствовал, что в музыкальной школе, где большинство составляют девочки, к нему отношение несколько особое, и, когда мамы не было дома, – она работала и не могла следить за ним круглосуточно, просиживал за синтезатором, и даже получалось! Скрипка действительно развила слух, и он легко подбирал мелодии. И даже Гера, друг и завзятый футболист – он играл в клубе под загадочным названием “Застава”, с удовольствием его слушал, и говорил, что ему самое место на фабрике звезд.

Потом они, если не нужно было на занятия или тренировку, уходили во двор, Гера вставал в ворота, а Вова вколачивал ему с отчаянным усилием мяч за мячом. И как-то раз мужчина, проходивший мимо – как раз наискосок через площадку шла наиболее удобная дорога к соседнему дому, посмотрев на его отчаянные усилия и ловкость, сказал, что, если он хочет, то может приходить по вторникам и пятницам на стадион, найти Виктора Евгеньевича, его то есть. А там посмотрим.

Вовочка тупо и послушно кивал головой, все больше ненавидя и школу, и неуловимо связанную с ним Берточку. Та же была абсолютно не причем, – в их семье тоже все решала мама, у папы, строителя, вообще не было слуха, но кому хочется спорить с женой! Хоть бы сгорела она, эта школа, – в сердцах подумал Вова, со всеми ее скрипками, альтами и виолончелями, и ненавистными сольфеджио и хором!

Как назло, именно в этот день, после школы в троллейбусе, он встретил Берточку – она садилась на остановку раньше, осенью пешком ходить совершенно не хотелось.

– Привет, – буркнул он, – как никак, приличия он соблюдал.

– Привет, – ответила она, подвигаясь на сиденье, – в это время почему-то активность пенсионерок спадала, и в транспорте оставались свободные места, – ты, что такой мрачный? – спросила она. Доставала из уха маленький наушник, и переключилась на своего коллегу по несчастью.

– Так, мелочи, а что это у тебя?

– Это – плеер.

– Да я вижу, но что?

– А… послушай. И она воткнула наушник ему в ухо, больно зацепив за мочку.

Он услышал диалог, напоминающий урок английского, но ничего не понял, – иностранный язык он пока воспринимал как нечто совершенно абстрактное, и вопросительно посмотрел на Берту:

– Берка, ты что это?

– Английский учу.

Вова удивился, посмотрел на нее уважительно, а девочка продолжила:

– Я же не всегда буду играть на скрипке. Пригодится, каждому нужно.

– А я думал, что…

– Что я хочу всю жизнь проиграть в оркестре? Пилик-пилик…

Это рассмешило Вову, он представил, как ставшая толстой и некрасивой Берта сидит в первом ряду оркестра и грустно следит за указкой. А все скрипачки, которых ему приходилось видеть на концертах, ну, почти все, – отличались необъятными размерами и не проходящей тоской в глазах, перед ней – пюпитр с ненавистными нотами, дирижер с садистской палочкой. Подумал, что совершенно не хочется видеть Берту толстой и некрасивой, ему казалось, что, пусть и длинная, но симпатичная девочка такой участи не заслуживает.

– Ты что смеешься, а?

– Так вот, подумал, как ты в оркестре…

– И не хочу…. Вот мама…

Да, это был аргумент.

– Но ты можешь, как Ванесса Мэй, солировать, гастроли там по всему миру, играй, что хочешь.

– Шутишь? Для этого талант, божий дар нужен. Или спонсоры. Но я-то знаю свои возможности, а спонсоры бесплатно не бывают, – она грустно вздохнула, – вот ты… говорят, что у тебя настоящий талант…

– А что я? – и он, совершенно неожиданно для себя, стал рассказывать ей и про музицирование, и про футбол, и про свои грандиозные какие планы…

Девочка слушала внимательно, и случилось так, что в музыкальную школу они вошли, чуть ли не друзьями.

До занятий оркестра оставалось минут пятнадцать, и Берта предложила:

– Давай, сымпровизируем дуэтом? – Кто бы возражал! Они разместились в глубине сцены, рядом с черным концертным роялем.

И, в нарушении всяких правил, – дозволялась только классика, никаких вольностей, Вова начал играть …., и Берта, на его удивление, успешно подхватила мелодию, не солируя, но подыгрывая ему. И получилось что-то необыкновенное. Девочка даже крутилась со скрипкой, как настоящая суперзвезда. Они так увлеклись, что не заметили, как зал постепенно стал наполняться пришедшими на репетицию учениками, кто-то сел за рояль.

– Настоящий джем-сейшн! – возбужденно сказала Берта, отбрасывая длинные косы назад, а Вова кивнул, не переставая играть. Послышались аплодисменты, и они, как истинные корифеи, поклонились публике.

Но идиллия длилась недолго.

– Вы, вы, что себе позволяете! В … храме музыки… такое! – Борис Захарыч полон праведного гнева и даже начал заикаться. Однако их спасла внезапная реплика в воцарившейся гробовой тишине:

– В греческом зале, в греческом зале… – потом все заржали.

– Кто, кто это сказал? – ну, конечно, желающих покаяться не нашлось.

Репетиция не была сорвана, но дух веселья и противоречия витал над залом, пусть и отдаленно не напоминающим греческий. И никто никого не выдал. Чтобы не нарываться на вопросы и не предстать перед суровыми очами завуча, после окончания занятий Вовка и Берта быстренько собрались, подхватили скрипки, куртки и помчались к троллейбусу, потому что запросто могли услышать: “Все свободны, а вы, Селиванов и Липина, останьтесь”.

Берту, как всегда, поджидали возле школы, но она только отмахнулась, возбужденная внезапной проделкой, а Вова подумал, что она не такая уж плохая и вредная девчонка, и с ней даже можно поговорить и вместе съесть мороженое.

В пятницу не было занятий по специальности, только сольфеджио, и Вова, прихватив с собою форму, отправился на «Заставу» – пять остановок на троллейбусе, и нашел Виктора Евгеньевича. Полтора часа он разминался, гонял мяч с неуступчивыми и не слишком расположенными к новичку пацанами. Его старались погонять по квадрату, не шибко делились мячом, обнаружив нежелательного конкурента. В общем, было далеко не так, как во дворе. Но Вову выручали упорство приобретенное с годами терпение. И поле было легким, еще не закисшим от осенних дождей. Когда же начались удары по воротам – один накатывает, а другой бьет, он не позволил себе ни разу промахнуться, а в двусторонней игре не щадил себя.

И в конце тренировки, когда они переодевались после душа – хорошо, что не надо будет дома объяснять маме, почему он грязный, и где был, тренер сказал: “Вот что, в воскресенье мы играем с “Восходом”, встречаемся там, на стадионе, и ты – он отдельно обратился к Вове, – приходи тоже, и принеси две фотокарточки и свидетельство о рождении”. Вова услышал это и загрустил – стадион “Восход” у черта на куличиках, на другом конце города, десять остановок на метро, а утром, в десять – репетиция – ну нет бедному ребенку покоя, но отказаться от такой чести не мог. И кто же его выручит? Смешно тащиться на игру со скрипкой, там вообще засмеют, и поплелся домой, напряженно думая, как выбраться из такой сложной ситуации. И вообще, как объяснить маме, что он так задержался на репетиции!

О том, что он ходил на футбол, и речи не могло быть – как же, ребенок может повредить руку, а у него занятия, выступления…, и вообще он ставит под угрозу свое будущее.

Вова плелся к остановке, поглощенный грустными мыслями. Тут его догнали двое парней из команды.

– Ты куда? – он ответил, что на Космонавтов, – хорошо, поедем вместе. Сразу же посыпались расспросы, играл ли где-то, и как сюда пришел – обычные, задаваемые из чисто человеческого интереса. Они познакомились. Одного звала Сережей, а другого – Олегом, как выяснилось, даже из одной школы.

– Да нет, только во дворе, и в школе на физкультуре.

– Ну, раз тебя Евгеньич сразу не выгнал (также как и музыкальной школе, тренера между собой звали по отчеству), то может, и на игру поставит или на замену выпустит. Только фотки принеси, не забудь. Прямо и заявит. А ты где играешь?

Вова понял, что не на скрипке, но амплуа представить не мог:

– Ну, не на воротах, – чем вызвал громкий смех – с его то ростом!

Оказалось, что знакомиться с ребятами не так страшно, оставалось решить главную проблему – как быть со скрипкой, где достать фотографии, свидетельство. Непростая задача. А вечером нужно было объяснить маме, почему он сам стирает тренировочный костюм, чистит полукеды. Но маме это как раз понравилось, что сын не бросил форму в угол, а проявил самостоятельность. Все же она спросила:

– Ты где это так извозился?

– Да физкультура была на улице.

– Ты помнишь, что должен быть осторожен?

– Да, мама, – покорно ответил он, – и – “Береги руку, Сеня”, голосом Андрея Миронова.

Мама рассмеялась, позвала ужинать и стала названивать Ольге Петровне.

А он был доволен, что все обошлось, и в голове его начал созревать удивительный план.

Девочка Берта училась в другой школе, интересы у нее были сообразно возрасту. Кроме обязательной скрипки, английского, уроков, бесед с подружками, вечной конкуренции между девчонками, особенно обострившейся в восьмом классе. Надо быть отличницей, улыбаться, и вообще быть лучше всех.

Она знала, что была умнее и хороша, и посему могла легко принимать и отвергать ухаживания, встречаться, и одновременно покорно пиликать на скрипке, зная, что вскоре предстоит выдержать тяжелейшую борьбу с мамой, непременно желающей видеть ее профессиональным музыкантом, как дядя Ося. А то, что он прозябал в Житомирской филармонии, ее совершенно не интересовало, как и мнение отца. Хорошо ещё, что одна задачка сама собой решилась. Оказалось, что ненавистный Вова, которого ей ставили в пример, даром, что на год моложе, вовсе не маленький засранец, а нормальный мальчишка, тоже страдающий от принуждения. А все же здорово, что они выдали на репетиции! Может, действительно, у нее что-то может получиться?

Нет, Берта была умной девочкой и реалисткой, и не хотела провести всю жизнь в первом, а то и во втором ряду, среди вторых скрипок, в черном безразмерном платье фальшивого бархата, взирая на ненавистного дирижера. Так, для себя, для души. Пользуясь тем, что мама заняла телефон, она надела наушники и включила «Аэросмит», взяла учебник…

Через некоторое время мама, войдя в комнату, оторвала ее от столь интеллектуального и позвала к телефону – “Тебя Вова Селиванов”.

В этом звонке не было ничего необычного, хотя до сих пор они в силу известных причин не перезванивались. Она ухмыльнулась про себя, но вежливо взяла трубку – у нее в комнате был свой телефон:

– Берка, это ты?

– Ну, – она протянула, как будто могла услышать нечто иное.

– Берка, это я, Вова. Слушай, у меня такое вот дело, – и он вкратце изложил свою идею.

– Конечно же, помогу, – охотно отозвалась она, – но нужно все хорошо продумать, чтобы не сорвалось.
– А ты приходи к нам завтра, ладно? Поиграем, ну, как тогда. Скажем, что готовимся к концерту…

Берта задумалась – явный просчет преподавателей, как же так, в субботу в музыкальной школе не было занятий скрипачей? У девочки должны быть личные дела, выкраиваем. Мама смирилась, понимая, что девочка большая, и с неохотой, но все же шла ей навстречу, не забыв при этом попенять отцу, что тот, мол, потакает дочери. А Берта на субботу имела свои планы, соответствующие внешности, возрасту и … тому, что беспокоит девушку в столь юном возрасте, и о чем Вова даже не мог предполагать. У нее намечался поход в “Кристалл Палас”, на новый фильм, его только что начали прокатывать по городу. Пригласил ее Костя, из девятого, официально считавшийся ее кавалером, что некоторым образом, избавляло ее от ухаживания одноклассников, тот же пребывал в счастливом неведении.

Берта искусно строила глазки, но была красива и неприступна. Впрочем, даже просто пройти рядом с такой девушкой многие почитали за честь. И решила, что, во-первых, Косте будет невредно денек пострадать, чтобы не заноситься слишком высоко, а, во-вторых, она считала себя немного обязанной Вовику, которого хоть большей частью заочно, но безосновательно не переносила в течение нескольких лет. А оказалось, что он ее собрат по несчастью. И, наконец, в-третьих, он был младше, а меленьким надо помогать. Впрочем, любая женщина, девушка, девочка, с детства привыкла легко находить сотни причин для того, чтобы что-то не сделать. А если и делала, то вовсе без причины, а по наитию.

Итак, бедный Костик был на день отставлен для профилактики (в крайнем случае, пригласит кого-нибудь, Берта не была ревнивой, но показывать это по естественным причинам не желала, устроит разборку для профилактики опять же), а фильм уже папа принес на DVD, посмотрит дома. А Вова ее заинтриговал, и нимало.

– Мам, я завтра пойду к Вовику. Мы договорились вместе подготовиться к концерту. И ещё помогу по английскому, – невинно молвила девочка, прикрывая трубку рукой. Получив добро, сказала серьезно:

– Хорошо, Вова, я приду завтра, часов в пять, мы позанимаемся, – чуть не прыснув от смеха. И, уже для мамы, громче, – пока, у меня еще английский. А занятием ее был увлекательный роман на английском, хорошо читается на ночь. Конечно же, книжка была о любви, в неприметной обложке, но маме-то, откуда знать!

Постепенно тайное сотрудничество – как же, мама, папа, никакого футбола, встречи, ожидания, превратились в дружбу, которой не удивлялся никто, и даже не посмеивался из-за угла.

Скрипка и музыка вообще были объединяющим, но не единственным. Так уж получилось. По крайней мере, в настоящем. О будущем мечтать преждевременно, но оно наступает с все возрастающей скоростью. Одно прикосновение – и они уже взялись за руки. И гены, и желания, и бешеный тестостерон, о существовании которого они не подозревают, неизбежно сыграют свою роль, но пока дремлют, и нам остается только загадывать…

Скрипка и развитие способностей ребенка Очень важно с раннего возраста развивать не только интеллектуальные, но и творческие способности ребенка. Неслучайно с древних времен каждая педагогическая система не представлялась без изучения иностранного языка, музыки, рисования. Как правило, эти дисциплины считались даже обязательными. Совсем недавно, ученые согласно своим последним исследованиям, доказали, что занятия именно музыкой оказывают стимулирующее влияние на развитие головного мозга, что означает, что ребенок имеет более сильные связи нервных окончаний в головном мозге. Ученые из университета Конкордии и Монреальского неврологического института сумели доказать, что те люди, которые с самого детства посещали музыкальные занятия, имеют значительно сильнее связи нервных окончаний в головном мозге. Возраст, который наиболее рекомендуется для занятий музыкой, по мнению ученых, является от шести до восьми лет, еще его называют «чувствительный период». Ученые провели сканирование мозга, которое показало определённые результаты: тот, кто с детства начал заниматься музыкой показал заметные плюсы, а особенно отличилась та зона, которая отвечает за опорно­ двигательную систему. Сканирование их мозга показало следующее: белое вещество мозолистого тела имело больший объем. Согласно результатам проведенного теста, ученные смогли заключить следующее: регулярные занятия музыкой в детстве в целом совершенствуют процессы развития связи между сенсорной и моторной зоной мозга, что создает базу, на которую далее и опирается весь последующий процесс обучения. Более подробно обратимся к тому, как обучение игре на скрипке развивает способности ребенка. Занятия на этом инструменте замечательно стимулируют пальцы ребенка. Это помогает включению языковой зоны, другими словами – развитию речи. Практика показывает, что, чем раньше ребенок с такими проблемами начал играть на скрипке, тем эффективнее и быстрее корректируется речь. Причем чем старше ребенок, тем больше понадобится усилий. Развивается мелкая моторика, кости рук приобретают большую подвижность, исчезает скованность движений, и ребенку будет более легко научиться писать. Развивается координация движений. Скрипка – замечательная развивающая игрушка для улучшения координации: разнообразные движения рук. А значит, активно стимулируются все центры мозга. Совершенствуется способность совмещать слуховое, зрительное восприятие и двигательную координацию, а это помогает быть внимательным и терпеливым. Скрипка развивает многоканальную способность слышать то, что ему говорят, выполняя нужные действия. Развиваются оба полушария мозга. Исходя из вышесказанного, можно сказать, что обучение игре на скрипке целостно развивает человеческие способности, имеет огромное значение для всего воспитания личности ребенка.

сихологи утверждают, что музыкальное образование должно быть не дополнительным, а обязательным, настолько оно полезно. Широко известно, что в младшей и средней школе Японии музыка – один из основных предметов. Причем занятия музыкой носят там очень серьезный характер. Детей учат игре на музыкальных инструментах, пению, знакомят с национальной и мировой музыкальной культурой.

Насколько прав самый умный народ в мире в своем подходе к обучению музыке?

Музыкальные инструменты и мелкая моторика

Все грамотные родители знают о необходимости развивать мелкую моторику ребенка. Делать это нужно уже с возраста восьми месяцев. Дело в том, что двигательный и речевой центры мозга человека тесно связаны друг с другом. Проекция кисти руки занимает 1/3 часть всей площади головного мозга, отвечающей за движение. Чем лучше ребенок владеет пальцами, тем лучше развивается его речевая способность.

Практически все музыкальные инструменты при игре на них задействуют пальцы рук. Никакая гимнастика не сможет тренировать пальчики так активно.

Самые сложные в этом отношении инструменты – фортепиано и аккордеон/баян. При игре на них активно задействованы пальцы обеих рук. Более того, если в начале обучения ребенок играет каждой рукой поочередно, то потом он учится играть двумя руками сразу, причем асинхронно (каждая рука движется по-разному).

Насколько это важно для общего умственного развития, можно понять, если задуматься, какие механизмы управляют таким сложным двигательным навыком.

У человека доминирует одно полушарие мозга. Поэтому одна из рук ведущая, а вторая «вспомогательная». Заставляя «слабую» руку работать наравне в «сильной», мы даем толчок к более активной работе соответствующего полушария мозга. Оно развивается не хуже «главного» (нейронные сигналы между полушариями распределяются равномерно). Тренированный таким образом мозг быстрее обрабатывает информацию, а значит, работает лучше.

При игре на скрипке и гитаре руки задействованы неравномерно. Если музыкант праворукий, левая (слабая по природе!) рука работает пальцами более активно. Особенно это касается скрипки, ведь правая здесь отвечает только за движение смычка. Переборы и удары о струны на гитаре гораздо проще в исполнении, чем движения левой руки.

При игре на разных духовых инструментах руки тоже могут действовать неравномерно, ведь некоторые инструменты используют пальцы только одной руки. Но малышей учат играть сначала на блокфлейте, где пальчики работают одинаково активно, а переходить на «взрослый» инструмент рекомендуют не раньше девятилетнего возраста.

Духовые инструменты обладают еще одним очень полезным свойством. Оно касается здоровья.

Музыка и здоровье ребенка

С первых минут занятий ребенка учат правильному дыханию; техника дыхания становится объектом тренировки на долгие годы.

Здесь используется так называемый грудобрюшной, или смешанный тип дыхания. Это значит, что диафрагма и легкие, в зависимости от исполнительской задачи (того, какой звук необходимо извлечь), работают поочередно. Игру на духовых инструментах врачи советуют детям, страдающим хроническим тонзиллитом и астмой. Известны случаи, когда астма отступала после нескольких лет занятий.

Не менее полезно при заболеваниях легких пение. Оно развивает дыхательную систему, улучшает дренаж легких. Заниматься пением тоже советуют астматикам.

В профессиональном плане различают академический и народный стиль пения (к нему близок эстрадный стиль). Академический стиль предполагает объемный, «округленный» звук, для извлечения которого в числе прочего необходимо дыхание с опорой на диафрагму. В народном стиле пения звук открытый, «плоский», близкий к разговорной речи. При постановке голоса здесь сохраняют естественный для каждого человека тип дыхания: нижне-реберный, грудной или смешанный. С точки зрения здоровья одинаково полезны обе манеры пения, но народная для ребенка более естественна.

Хоровое пение используют как средство лечения легких форм у детей. Заикающийся ребенок обычно не может ровно произнести первый слог в слове. При пении слова «цепляются» друг за друга, и акцент на первом слоге сглаживается. Ребенок старается подстроиться под других детей, даже если он ошибется, этого не будет заметно. Так снимается психологический дискомфорт.

Как еще музыка влияет на здоровье:

  • Любой вид занятий музыкой благотворно действует на осанку. Положение корпуса, как при пении, так и при игре на инструментах всегда фиксировано. Стоят (или сидят) ровно, нельзя сутулиться, напрягать руки, шею и другие части тела. Учитель никогда не начнет занятий, пока не добьется, чтобы ученик принял правильное положение тела и расслабился. На протяжении урока он будет следить за осанкой. Урок в 45 минут превращается в отличную тренировку.
  • О том, как благотворно влияет музыка на психику человека, известно с древности, и современные исследования это подтверждают. Музыкотерапия – признанный психотерапевтический метод, который используется в лечении и реабилитации детей с соматическими и психическими расстройствами. Агрессивность или истощение нервной системы сейчас не редкость даже у обычных детей. Слушайте с таким ребенком музыку Моцарта, и вы удивитесь, насколько сильно изменится его поведение.

Интересные исследования проводились со слабослышащими детьми. Оказалось, что при развитии музыкального слуха (а это развитие тесно связано с памятью и мышлением) более тонким становится и физиологический слух. Занятия музыкой способствуют расширению реакции мозга на звук, поэтому обычный слух ребенка улучшается.

Музыка и речь

А вы знаете, что музыка очень похожа на речь? Прислушайтесь, ведь музыка не течет непрерывным потоком, а делится на части. В ней есть фразы, они могут быть утвердительными, вопросительными, восклицательными. Есть и предложения. А самая простая музыкальная форма – период – это не что иное, как элементарная форма выражения законченной мысли.

Внимательному слушателю легко обнаружить повторяющиеся фрагменты в музыкальном произведении. Эти повторы, во-первых, облегчают слушателю восприятие музыки, а во-вторых, усиливают ее выразительность, подчеркивают главную мысль произведения (так же как в речи).

Музыка и речь родственны, говорят даже, что музыка предшествовала появлению речи. И родство это глубинное.

Интонация, один из компонентов речи, – основа музыки. В ней зерно всей выразительности мелодии. Интонация способна так окрасить речевую фразу, что ее смысл будет полностью противоречить словам.

Занимаясь музыкой, ребенок постигает эти ее свойства (сначала бессознательно). Его речь исподволь становится более грамотной, структурированной, выразительной. Ребенок не только учиться владеть своей речью, но и тоньше различает оттенки речи других людей, а значит, улучшаются его коммуникативные навыки.

Что обозначают ноты?

Парадокс: музыка сходна с речью и принципиально отлична от языка. Все верно, структурные связи те же, интонационная и ритмическая составляющие на месте, а вот слов в привычном понимании нет. И когда обычному человеку говорят, что пьеса Грига рассказывает о восходе солнца в горах, он разведет руками, потому что может не заметить ни гор, ни солнца.

Музыка отличается от языка тем, что она не объясняет какие-то предметы и явления, а помогает слушателю почувствовать их эмоциональное воздействие. Восторженное чувство полноты жизни разделит даже несведущий слушатель григовского «Утра», а прозрачный горный воздух, первые лучи солнца, пастушьи наигрыши, яркие и чистые гармонические сопоставления, оркестровые краски – это средства, помогающие понять смысл музыки.

Музыка способна не просто раскрыть содержание эмоции, она лучше, чем другие искусства воплощает настроение – самый беспредметный вид эмоции. Более того, она способна показать эмоции и настроения в развитии, в динамике.

Эта обращенность музыки к конкретно-чувственной сфере мышления бесценна. Восполнить недостаток эмоциональной составляющей в современной жизни, научить ребенка , сделать его более чутким по отношению к другим людям, – все это может музыка.

Музыка и математика

И вместе с тем музыка – почти наука. Посмотрите на ноты, каждая из них точно обозначает не только отдельный звук и его свойства, но и связи между звуками. Все составляющие части музыки – мелодия, ритм, гармония, лад, – имеют четкую структурную организацию. В этом она схожа с математикой.

Музыка на самом деле развивает математические способности. Есть много понятий, общих для музыки и математики. К примеру:

  • Ритм . Ему подчиняются и числа. Например, понятие кратности ритмично: числа, кратные трем, укладываются в размер ¾.
  • Дроби . Длительности звуков основаны на дробях, их легко перевести в числа.
  • Пропорции . Вот одна из них: если длительности звуков увеличить вдвое, музыка станет звучать в два раза медленнее.
  • Вариации . Числа, как и музыкальную тему, можно записать/показать разными способами.
  • Параллель . В нотной записи пять линеек никогда не пересекаются, так же как «не пересекаются» и разные голоса в хоре, партии разных инструментов в оркестре.
  • Противоположности . Высокое и низкое, быстрое и медленное, многоголосие и одноголосие, — музыка построена на противоположностях, так же как и математика.

Поистине нет больше такой области человеческой деятельности, которая объединяла бы в себе столь противоречивые свойства: быть одновременно непереводимой и в высшей степени логичной и познаваемой!

Развитие ума

Эта парадоксальность музыки наилучшим способом воздействует на умственное развитие ребенка.

За рубежом проводилось много исследований по изучению влияния музыки на IQ. Широко известен так называемый «Эффект Моцарта» (так называется научно-популярная книга Дона Кэмпбелла, вышедшая в 1997 году). Согласно данным Кэмпбелла, в ходе одного эксперимента после 10-ти минутного пассивного слушания сонат Моцарта в группе студентов результат теста улучшился на 62%. Контрольной группе, сидевшей 10 минут в тишине, удалось улучшить результат только на 14%

Научная достоверность таких исследований может вызывать сомнения. Вместе с тем, педагоги и психологи сходятся во мнении, что занятия музыкой укрепляют структуру мозга и развивают интеллект.

  1. Занятия музыкой развивают пространственное мышление, ведь руки при игре выполняют разные функции.
  2. Структурное мышление необходимо для понимания закономерностей строения музыки.
  3. Каждый связан с разными психическими процессами: абсолютный слух – с памятью, относительный – с мышлением, внутренний – с воображением. Развивая слух, мы улучшаем эти качества.
  4. Занятия музыкой задействуют все виды восприятия (слуховое, зрительное, чувственное) и все виды памяти (слуховую, зрительную, моторную, ассоциативную, образную).
  5. Музыканты лучше других умеют выполнять несколько задач одновременно. При чтении нот с листа необходимо помнить о прошлом (то, что уже прозвучало), контролировать настоящее (то, что играешь сейчас), и думать о будущем (что сыграть дальше).
  6. Игра на музыкальном инструменте задействует одновременно аудиальную, моторную и визуальную зоны мозга; сочетание в музыке творческой и математической составляющей заставляет работать оба полушария мозга максимально активно.

Труд

Даже если ребенок учится музыке «для общего развития», обойтись без ежедневных занятий (в том числе и самостоятельных) не получится. Любое исполнение музыки (пение в том числе) требует навыка, а он формируется только многократными повторениями одного и того же действия.

Многие дети бросают занятия в музыкальной школе после нескольких лет обучения. Как это принято в младшей школе, новичкам домашних заданий задают немного, они не сложные. У ребенка высок познавательный интерес, и он легко преодолевает небольшие трудности.

Позже, когда исполнительский прогресс начинает прямо зависеть от вложенного труда, а в упражнениях зачастую мало нового и интересного, ребенок испытывает желание прекратить занятия.

Очень важно в этот момент понять мотивацию ребенка. Если такое желание связано с ленью, следует настоять на продолжении занятий. Привычка к ежедневному , не всегда увлекательному, но обязательному, нужна человеку, если он хочет добиться успеха в жизни. Музыка в этом отношении воспитывает характер и силу воли так же хорошо, как спорт.

Публичные выступления и уверенность в себе

Выступления на сцене требуют точности, порядка и ответственности, ведь концерт нельзя перенести или отменить, и надо быть к нему готовым.

В том числе и психологически. Не все люди от природы наделены любовью к сцене. Страх сцены, по оценкам психиатров, испытывают 95% людей. Он не обязательно связан с особенностями темперамента и характера.

Согласитесь, что владеть техникой публичного выступления полезно людям любой профессии. Маленькие музыканты участвуют в концертах несколько раз в год. Они учатся управлять эмоциями, направлять внимание на содержание музыки, которую исполняют, увлекать за собой слушателей.

Постоянная тренировка укрепит нервную систему, ребенок обретет уверенность в себе, научится быстро адаптироваться к любым жизненным ситуациям.

Гармония и воспитание вкуса

Сравнение гармоничного устройства мира (космоса) с устройством музыкального звукоряда известно нам со времен Пифагора. Выражение «гармония сфер» относится к взаимному расположению Земли, Солнца, планет и звездного неба. Платон развил учение Пифагора: светила занимают каждый свою сферу в космосе (самая высокая – звездоносный небесный круг, самая низкая – Луна), и, двигаясь в пределах этой сферы, издают один из тонов гаммы.

Эти семь звуков гаммы – основа мира, «мировая музыка». По преданию, сыграв их на струнах, человек открывает себе путь для возвращения на небо.

При всей наивности представлений древних греков, они правы в одном – по своему облагораживающему воздействию на человека музыка не сравнится ни с чем. Она воплощает само понятие красоты.

Музыка воспитывает – Человека.

Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту - маленький человек осознает свое достоинство.

В. А. Сухомлинский

Заниматься музыкой не просто полезно, но необходимо. Цель этих занятий состоит вовсе не том, чтобы воспитать музыканта. Она - в воспитании гармоничной человеческой личности.